25 февраля 2018 года - занятие адаптивной физкультуры

23.02.2010 18:46 Администратор
Печать PDF

 

 


АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 

С 25 февраля по 6 марта 2018 года в помещении нашей Организации состоится курс адаптивной физической культуры для детей и взрослых с неврологическими заболеваниями.

Адаптивная физическая культура (АФК) - это важнейшее направление комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В обобщенном смысле – есть тщательно разработанная и индивидуально подобранная технология оздоравливающих движений и дыхательных практик. Есть одно яркое высказывание, приписываемое иногда различным авторам, но фактически принадлежащее итальянскому физиологу Анжело Моссо: "Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения".
АФК оказывает комплексную медицинскую, социальную и психолого-педагогическую (в том числе коррекционную) помощь детям с ОВЗ и их семьям.

В реабилитационный процесс включается программа по развитию двигательной активности и моторных навыков «Шаг за шагом» для детей с ОВЗ, которая включает в себя лечебно-оздоровительные элементы и по своей направленности является физкультурно-спортивной программой. Программа рассчитана на физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста и направлена на всестороннее развитие физической активности ребенка с ОВЗ, с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость и др., его двигательных способностей и моторных навыков. В этом возрасте у детей формируется ценностное отношение к движениям, как способу существования всего живого. Именно на раннем этапе развития ребёнку можно привить любовь к движению. А движение - это фундамент для всех других человеческих способностей. Учебные занятия проходят совместно с родителями, которые могут использовать изученный комплекс упражнений ежедневно в домашних условиях, тем самым обеспечивая системность и наибольшую эффективность занятий адаптивной физической культурой.

Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода в крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Результат выполнения комплекса адаптивной физкультуры это: повышение бытовой активности занимающихся, бодрость, улучшение настроения и самочувствия, большая двигательная активность, точность движений. Так же данный комплекс способствует восстановлению и развитию функций крупной моторики. На основании самонаблюдения пациентов, формы способствуют коррекции осанки, улучшают перистальтику кишечника, значительно снижают тревожность и нервное напряжение.

Дифференцированный и в конечном итоге индивидуальный подход к физическому воспитанию данного контингента учащихся является не только непременным условием воспитания у них потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, но и главным средством формирования этой потребности.

 

СПОРТИВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

В городе Краснодаре в помещении Автономной некоммерческой организации «Содействие реабилитации детей – инвалидов с неврологическими заболеваниями «БЛАГО ДАТЬ» проходили спортивные тренировки  под руководством Скорбуна Сергея Дмитриевича, способствующие реабилитация двигательной активности и нервно-мышечной координации при поражениях центральной нервной системы.


Возможности методики СКОРБУНА – ЗВЕРЕВА (результаты работы с пациентами в возрастном интервале от 2-х до 46 лет,  получивших от 1 до 10 курсов реабилитационных процедур) :.
- После 1-5 курсов в результате применения данной методики реабилитации скачкообразно происходит  значительное снижение  или полное устранение спастики мышц. Физиологический механизм активации гамма - мотонейронов, заложенный в методику, позволяет восстановить нормальную работу проприоцепторов, «включить» и инициировать восстановление ранее не работавших мышц.


- Восстанавливается работа периферической части нервной системы.
- Снятие спастики, практически полное устранение контрактур дает возможность разработки сокращенных сухожилий, объем пассивных движений приближается к нормальному и ограничивается только объемом патологического укорочения сухожилий (связок) и изменениями костной системы. Объем активных движений определяется  интенсивностью и правильностью тренировок в промежутках между сериями, т.е., личным вкладом пациента. 
- При гиперкинезе одновременно с уменьшением неконтролируемости движений увеличивается концентрация внимания.


- Тонус синергистов выравнивается и начинается восстановление ранее не работавших мышц, причем, благодаря одновременному тренирующему воздействию,  все синергисты в той или иной степени оказываются в работоспособном состоянии. Поэтому, в отличие от снятия спастики с помощью медикаментов, когда активные движения длительное время оказываются невозможными,  при методике Скорбуна - Зверева уже сразу, скачкообразно,  человек способен выполнять в некотором объеме  правильные движения, амплитуда которых со временем увеличивается.


- Восстанавливается (по крайней мере, в детском возрасте) нормальное развитие костей, которое затормаживается при наличии спастики. 
- Улучшается мелкая моторика пальцев рук.
Методика обеспечивает  ускоренное запоминание правильных образов различных поз тела, что значительно снимает страх, блокирующий возможность выполнения движений и восприятие внешнего мира. Появляется свобода движений.


Во многих случаях единственным способом по  устранению скрещения ног при спастике приводящих мышц бедер является дорогостоящая операция, которая приковывает человека на длительное время к постели и требует специального курса послеоперационного восстановления. Но это не устраняет причины перекреста ног и не исключает в будущем повторных операций. Имеющийся  опыт Скорбуна Сергея Дмитриевича позволяет решить эту проблему  за 1-2 курса.
Комплекс реабилитационных процедур позволяет уменьшить или снять  спастику и восстановить тонус мимических мышц, что ведет к улучшению речи.

 

 

СТРУКТУИРОВАНИЕ МОЗГА ПРИ ОБУЧЕНИИ.

Если человек производит движение или действие – что происходит в это время в ЦНС? Попробуем модельно представить это на примере ходьбы. Конечно это весьма упрощенная модель, но она позволит сделать важные выводы. Возьмем видеокамеру и заснимем процесс ходьбы. Этот видеофильм будет состоять из набора отдельных кадров-фотографий. Все вместе они описывают процесс преобразования положения тела из одной позы в другую, соответствующий шаговым движениям. Теперь предположим, что мы имеем специальную, пока фантастическую, видеокамеру, с помощью которой можем заснять нервную систему в том же процессе ходьбы. Свойства камеры такие, что каждый кадр этого видеофильма - это мгновенный снимок активной части всей нервной системы в момент выполнения этого движения. Под активной частью я подразумеваю те нейроны, по которым в данный момент распространяются нервные импульсы и нейроны, которые в это момент имеют с ними соединения.Таким образом мы имели бы на каждый момент выполнения движения по два кадра. Обычный снимок, фиксирующий тело, и соответствующий ему снимок активной части нервной системы.

Что мы увидели бы на таком отдельном кадре нашей специальной видеокамеры?

Мы бы увидели некий узор из соединенных каким-то образом нейронов. Все эти нейроны, формирующие нейронный узор, и потоки нервных импульсов, распространяющиеся по нейронам, однозначно определяют в этот момент углы между соединенными суставами костями, скорости и направления их смещений, и напряжение мышц, соединяющих кости скелета. Эта картина сходна с тем, что мы видим, когда смотрим на ночной город с высоты. Мы видим освещенные улицы-нейроны, нервные импульсы-огоньки движущихся машин. По мере шагового движения мы увидим последовательность меняющихся узоров. И эта последовательность начинается с базового узора, когда мы поднимаем ногу и кончается узором, когда нога опускается на землю. Потом мы повторяет шаги и набор обычных, покадровых фото и набор фотографий нейронных узоров повторится.

Таким образом, для каждого движения, каждой двигательной задачи мы имеем определенный набор нейронных узоров, в котором есть начальный узор, конечный узор и набор промежуточных узоров, плавно трансформирующих начальный в конечный. Этот набор, библиотека узоров полностью описывает двигательную задачу. Он соответствует наиболее быстрому, экономичному, безопасному варианту решения задачи.

Каждый сустав нашего тела, мышцы, соединяющие кости в суставах, набор безусловных рефлексов, степени свободы для движения костей, которые обеспечивает строение суставов, определяют множество возможных нейронных узоров, из которых компилируется решение двигательной задачи.

Когда человек рождается, у него этих наборов последовательностей нейронных узоров, обеспечивающих решения двигательных задач (или программ, их создающей) нет. Потом, в результате обучения, они появляются и человек может воспроизвести один и тот же набор узоров для того, чтобы повторно выполнить одно и то же действие.

Точно так же появляются библиотеки узоров и у людей с ДЦП. Но проблема в том, что возможное множество нейронных узоров, из которого они могли бы формировать решение двигательной задачи существенно уменьшено и искажено искусственными изменениями степеней свободы, объемов движения суставов и изменениями безусловных рефлексов в результате поражения головного мозга.

Например, тот объем возможных движений тела, который нам обеспечивает строение стопы невозможен, если мы стопу зафиксируем в горнолыжном ботинке или спастикой. И если бы мы прямо с рождения одевали горнолыжные ботинки, то нам надо было бы учиться стоять, ходить, бегать и прыгать в условиях, когда вся стопа зафиксирована.Т.е., все движения, которые сопровождаются движением стопы в норме, были бы невозможны. И соответственно, то множество возможных нейронных узоров в норме было бы уменьшено на множество нейронных узоров с различными состояниями стопы.

Из выше написанного можно сделать очевидный вывод: если мы хотим решить проблему с двигательной активностью людей с ДЦП, мы должны решить две задачи:

- научиться создавать соответствующие норме последовательности нейронных узоров из имеющегося множества возможных нейронных узоров;

- восстановить или приблизить к норме множество возможных нейронных узоров

Очевидно, что если в результате обучения в ЦНС образуются структуры из нейронов, то следует ожидать, что создание таких структур процесс весьма ответственный, должен сопровождаться выполнением ряда жестких условий, исключающих случайности в формировании этих структур.

Очевидно также, что никакими медикаментами, операциями, иглоукалыванием и массажами создать в мозгу такой набор узоров невозможно. И если не смогли научить человека до операции, к примеру, то где гарантия, что это удастся сделать после?

Реальная проблема реабилитации людей с ДЦП – это не само поражение мозга, следствием которого стало нарушение двигательной активности, а отсутствие методического курса обучению движениям от «А» до «Я». Обучения, создающего систему управления движениями в виде нейронных структур в головном мозге.

Информационный фильтр

Что означает термин научиться?

Когда мы говорим, что чему-то научились подразумевается, что через мозг прошла информация, мозг выработал решение, что с этой информацией делать в виде команд к исполнительному механизму – скелетно-мышечной системе и вот это решение, как отклик на входную информацию, запоминается. В будущем, когда аналогичная информация попадает в мозг, используется записанное в память решение.

Личный опыт показывает, что через мозг проходит намного больше информации, чем мы запоминаем и пользуемся. Нам постоянно приходится решать различные задачи, но только незначительную часть из решений этих задач запоминаем и используем. Что надо сделать, чтобы решение задачи, которая нам встретилась в жизни, записалось в память?

Отсюда вытекает вопрос: «А существуют ли необходимые и достаточные условия, которые необходимо выполнить, для того чтобы процесс запоминания состоялся?»

Для того, чтобы человек выучил, запомнил определенную информацию, она должна обладать специфическими свойствами или признаками, которые распознаются ЦНС и служат сигналом, что именно эту информацию необходимо запомнить.

Очевидно, что так как у нас нет никаких специфических «карандашей», которыми мы смогли бы «отмаркировать» нужную нам информацию, сам процесс обучения является таким «маркером».

Если мы не удовлетворяем необходимые условия, то в результате не добьемся своей цели. До тех пор пока мы полностью не контролируем процесс, положительный результат может быть только случайным. Нам же необходимо, чтобы процесс перестал быть случайным. В противном случае может оказаться, что мы ничему научить не можем.

Итак, какие условия в процессе обучения или требования к информации являются необходимыми и достаточными, чтобы мозг определил то, чему мы хотим научить, как информацию, необходимую к запоминанию?»

Первое условие такое: мы можем научить только тому, что мозг воспринимает по своим каким-то критериям как жизненно необходимое. И той задаче, решению которой мы собираемся научить, надо придать признак важной. Важной настолько, чтобы человек думал только о ее решении.

Я определил бы этот признак так - жизненно необходимо то, что придется делать, хочешь ты этого, или нет. Реализуется это посредством «давления» окружающей среды, вынуждающей нас решать эту задачу.

Если то, чему человек должен научиться, окружающая среда не требует, то, несмотря на потенциальную возможность приобретения этих знаний, они могут не появиться. На практике именно так часто и происходит.

Вторым условием, которое также является ключевым для обучения, является то, что задача должна быть не только жизненно необходимой, но она должна повторяться многократно. Или по-другому: многократность повторения подтверждает то, что она важна, так как своей многократностью существенно влияет на жизнь.

Третье условие заключается в том, что многократность подразумевает еще и много дней, в течении которых встречается эта задача.

Второе и третье условие можно сформулировать так: произведение количества решений задачи в день на количество дней должно быть больше какого-то минимума, для того, чтобы решение было записано в память. Причем этот минимум увеличивается при уменьшении количества повторений в течении дня.

И четвертое условие. Оно прямо проистекает из того, что мы ищем наиболее эффективное решение. Мы каждый раз должны сознательно контролировать выполнение задачи и сравнивать выполненную попытку с предыдущими для выбора оптимального решения.

Таким образом:

1) человек оптимизирует и запоминает решение только той двигательной задачи, которую он определяет, как жизненно важную;

2) задача должна вставать перед ним многократно и выполняться при контроле сознанием;

3) задача должны встречаться на протяжении многих дней;

4) каждый раз решение должно получать сознательную оценку

Одновременное выполнение этих четырех условий позволяет мозгу найти и запомнить из имеющегося множества возможных оптимальную последовательность нейронных узоров, задающих решение двигательной задачи и использовать на уровне автоматизма. Фактическая невозможность одновременного выполнения этих условий при ДЦП, при искаженном множестве возможных нейронных узоров, из которых составляется решение двигательной задачи, является основной причиной неудач в обучении и создании системы управления движениями, соответствующей норме.

Разработанная методика формирования системы управления движениями минимизирует влияние факторов, препятствующих выполнению условий 1-4 и позволяет в десятки раз ускорить обучение базовым двигательным задачам (стереотипам), что обеспечивает в дальнейшем возможность самообучения, характерного в норме. Достигается это тем, что многократное повторение двигательной задачи, необходимое для оптимизации и запоминания ее решения, заменяется несколькими повторениями ее оптимального решения, выполняемого с максимальным напряжением мышц, модулированного малоамплитудной вибрацией. В результате за 20-30 сек обеспечивается несколько сотен повторений малоамплитудного движения, (условие 2), аналогичного по динамике макродвижению. Столь малое время выполнения двигательной задачи обеспечивает возможность сосредоточения сознания на ней (условия 1 и 4).

Разработан комплекс упражнений для выполнения базовых движений как в группах суставов, так и всего тела. Это позволяет приблизить к норме имеющееся в памяти множество нейронных узоров, использующихся для выработки оптимального решения и уменьшить степень их аномальности.

Вот одно из упражнений : задача – поставить ногу на перекладину шведской стенки. Выполнению движения препятствует вибрирующая лента, зацепленная за ногу. Частота вибрации 18-20 гц, амплитуда 5-8 мм. Натяжение ленты меняется в таких пределах, чтобы обеспечить как поступательное движение ноги, так и потянуть ногу назад. Это позволяет выполнить все фазы расслабления и напряжения в многократном малоамплитудном колебательном движении, характерные для макродвижения в норме и несколько раз выполнить собственно макродвижение.

Последовательно выполняются и другие базовые двигательные задачи для этой ноги. Повторение такого комплекса упражнений в течении нескольких дней (курса тренировок) позволяет обеспечить произвольные движения ногой, снизить или устранить спастику, нормализовать тонус, снизить гиперкинезы, записать в память стандартные для таких упражнений движения. Аналогично выполняются упражнения и для базовых движений других частей тела и всего тела.

Принципиальной особенностью методики является ее эффективность независимо от возраста пациентов.
Противопоказания – онкологические заболевания, тромбофлебит, возможны также  другие противопоказания, которые существуют для применения вибрационного воздействия.

 

 

 

 

Обновлено 22.02.2018 16:32